Судят за убеждения, а не за деяния

На суде в Таганроге по делу 16 Свидетелей Иеговы , обвиняемых в экстремизме, допрошены двое свидетелей обвинения. Угрозой принципу свободы совести назвали этот процесс опрошенные  эксперты.









Заседание 17 марта было посвящено допросу явившихся в суд свидетелей обвинения, сообщил один из адвокатов верующих Сергей Палагин.

"Допрашивали двух свидетелей обвинения и оглашали показания еще одного свидетеля, который не явился в суд в связи со смертью. Допрошенных свидетелей уже опрашивали в суде при первом рассмотрении дела. Никаких новых фактов они в принципе не рассказали", - рассказал адвокат, добавив, что свидетелями были судебные приставы-исполнители. 

"В частности, один из них заявил, что занимался консультацией представителей местной, таганрогской организации Свидетелей Иеговы. Но показания этих судебных приставов, по сути, противоречат другим доказательствам, например, показаниям наших подзащитных. Пока мы не давали показания в суде второго рассмотрения", - сообщил Сергей Палагин, уточнив, что на следующем заседании планируется допрашивать явившихся свидетелей обвинения, а если таковые не явятся, то оглашать их показания. 

"Сторона защиты заявляла ходатайство об определении порядка судебного разбирательства, что сначала дадут показания подсудимые и выразят свою позицию, но суд принял решение о первоначальных слушаниях стороны обвинения", - сообщил другой адвокат Виктор Женков .

Сколько продлится представление доказательств обвинения, защита не знает. "Предположительно – неделя, хотя до этого на это ушло несколько месяцев. Сейчас видно, что дело пойдет быстрее. По моим предположениям, рассмотрение закончится в июне", - сказал Женков.

В прокуратуре информацию о предстоящем заседании прокомментировать отказались. "О том, что будет на суде, прокуратура не распространяется, так как это нарушит линию обвинения", - рассказал представитель надзорного ведомства.

Как пояснили  в пресс-службе Таганрогского городского суда, следующее заседание состоится 18 марта в 09.30 .

Дело 16 Свидетелей Иеговы "иначе как расправой над инаковерующими назвать нельзя", считает член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Лев Левинсон.

"Если рассматривать экстремизм в качестве разжигания вражды в отношении христиан – католиков и православных – и находить его в официальных изданиях Свидетелей Иеговы, то тогда любую религиозную организацию, любые нравоучительные, канонические и богослужебные тексты можно также интерпретировать как разжигание вражды. Как и все прочие религии, Свидетели Иеговы противопоставляют себя прочим конфессиям, что естественно для религиозного текста", - рассказал Левинсон.

Что касается исхода процесса, то правозащитник привел примеры вынесения судебных решений в пользу Свидетелей Иеговы: их местная организация в Горно-Алтайске в установленном законом порядке зарегистрирована в республиканском Минюсте в 2008 году. Тогда, напомнил Левинсон, сибирской общине предъявлялись обвинения аналогичные тем, что звучат на процессе в Таганроге.

"Речь идет о не реализации базового права на свободу совести"

Рассмотрение дела повторно является "тяжелым вызовом" местному правосудию, поскольку суд должен принять принципиальное решение – является ли продолжение богослужения и религиозных собраний деятельностью запрещенной организации, считает директор аналитического центра СОВА, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский.

"Кроме того, речь идет о нереализации базового права на свободу совести, которая не может ограничиваться. Это серьезная юридическая проблема, которую породил первоначальный запрет (деятельности таганрогской общины Свидетелей Иеговы). Поскольку обсуждение Библии оказалось незаконным, то теперь непонятно, как быть. Как суд выйдет из положения, я себе плохо представляю", - рассказал Верховский.

На судебное решение может повлиять "негативная атмосфера" вокруг Свидетелей Иеговы, считает Верховский.

"Верховный суд России ранее запретил сайт религиозной организации (3 декабря 2014 года ) за то, что "там можно было увидеть запрещенные материалы", на использовании которых базируется таганрогское обвинение. Это решение как минимум странное", - резюмировал Александр Верховский.

"Судят за убеждения, а не за деяния"

Людей судят "не за деяния, а за убеждения", считает руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, следящая за таганрогским процессом. 

"Моего деда хотели арестовать в царское время, когда ему было 15 лет. Родственник начал объяснять, каковы его убеждения, и тот деда отпустил, сказав: "За убеждения у нас не судят". Сегодня судят", - сказала Ганнушкина.