...Телефонный звонок. Беру трубку, и меня буквально сносит волной гнева с того конца провода: "Вы будете наводить в городе порядок?! Невозможно спокойно по улице пройти – обязательно навяжутся со своей Библией! Никакого покоя от них нет! В конце концов, вы журналисты или кто? Примите меры, сделайте что-нибудь!" Пытаюсь сориентироваться , вникнуть в тему... Через некоторое время понимаю, что речь идет о Свидетелях Иеговы.
Жители нашего уральского городка – охотники пожаловаться в газету по любому поводу, в том числе и на "свидетельскую" братию. Да и в других городских СМИ нет-нет да и появится статейка в духе "иеговисты проходу не дают". Честно говоря, со мной тоже не раз заговаривали на улице. За подол, слава Богу, никто не хватал, так что я благополучно отнекивалась и шла дальше, тут же позабыв об этой встрече. Но звонок разгневанной женщины заставил меня задуматься: насколько адекватна ее реакция? На самом ли деле верующие этой религии сверх всякой меры докучают горожанам своей навязчивостью? Что заставляет Свидетелей, несмотря на, мягко говоря, настороженное к ним отношение, упорно приставать к людям на улицах, стучать в двери квартир? И вправе ли они это делать?....
В предчувствии "конца света"
Не так давно на одном из городских сайтов в очередной раз подняли эту тему.
"В последнее время просто покоя не стало от Свидетелей Иеговы, – пишет автор. – Видимо, истерия с "концом света" и падением метеорита сподвигла их на эту самую активизацию, так как психически неуравновешенные люди именно сейчас наиболее восприимчивы к "промывке мозгов", проводимой Свидетелями. По улицам города с утра до вечера выходят "на охоту" парочки свидетельниц, ведущих друг друга "под крендель", приставая ко всем прохожим (особенно одиноким, детям, мамочкам с колясками и пенсионерам). Ходят они и по домам. Позвонили как-то к нам в квартиру по домофону, а дома был один дед. Он открывать дверь не стал, но, видимо, кто-то другой запустил свидетельниц в подъезд. И через две минуты они уже звонили в квартиру. Тогда дед в достаточно грубой форме стал выпроваживать этих дам. Мне очень хочется обратить внимание соответствующих органов (надеюсь, видят это мракобесие) на то, что с этим надо бороться. Хотя бы разогнать их с улиц".
Я пыталась говорить на эту тему и со своими знакомыми, и с теми, кто приходил в редакцию (по делу или по дружбе). Вот некоторые высказывания моих земляков.
"Да надоели они! Ходят каждую неделю... Говорят, что зададут пару вопросов, а сами полчаса языком готовы трещать!!! Ну, нельзя же быть такими навязчивыми! Их засилье в городе становится просто невозможным! Такое ощущение, что у нас полгорода – "свидетели"!"
"На улице пристают, даже когда ты торопишься. И начинают свою "бодягу": "Здравствуйте, как вы думаете?.." Я отвечаю на приветствие, но продолжаю идти дальше. Видели бы вы их лица в этот момент! Но проклятий в свой адрес не слышу".
"Ко мне домой раньше приходили. Короче, пришлось им в довольно твердой форме ответить, что я во всю эту туфту не верю, только тогда и отстали. А сами такие вежливые, приятные женщины... Неужели у них семей нет и заняться нечем?!"
"Я всегда им отвечаю грубо. Родители с детства приучили не общаться с цыганами и свидетелями Иеговы!"
"Если они такие просветленные, так почему просто не живут по своей вере и своим заповедям, а пристают к людям на улице? Я этого не понимаю. Не надо вторгаться в наши квартиры, в наш мир, наконец!"
"Приставать к незнакомым людям на улице, пусть даже пообщаться – верх невоспитанности. Я, например, предпочитаю общаться с теми, с кем я хочу, а не с теми, кто навязывается. Если надо, я сама приду".
Ни дней рождения, ни абортов
Кажется, именно так воспринимает "свидетелей" большинство. Но чтобы результаты моего эксперимента были, так сказать, чистыми, я решила провести экспресс-опрос и (почти как "свидетель"!) вышла на улицы города, к его жителям, с вопросом, раздражает ли их навязчивость Свидетелей Иеговы? Но, к моему удивлению, в основном горожане спокойно, не брызгая, извините, слюной, говорили на эту тему. А некоторые из них даже защищали проповедников!
"Для нас немного дико, когда подходят незнакомые люди и пытаются заговорить. Но это проблема российского менталитета. Вот на Западе это воспринимается естественно и по-дружески. Никто из этого проблему не делает, наоборот, всем интересно обменяться мнениями... Люди там более открыты и доброжелательны" .
"Законом не запрещено разговаривать с незнакомыми людьми на улице. Подъезды, кстати, не являются частной собственностью, и там тоже законом разрешается говорить с людьми".
"Свидетелей Иеговы все обвиняют в навязчивости. Получается, что это самый большой их грех? Так по нашим меркам это даже не грех! Подонки-то не пристают на улицах с вопросами. Тех вообще не волнует, что их ждет после смерти. Обществу мешают жить вовсе не свидетели, адвентисты или католики, а те, кто нас натравливает друг на друга. Мне совершенно фиолетово, куда они ходят по воскресеньям и какие праздники отмечают, а какие нет. Их дети не знают дней рождения? Вот печалька! Зато они и не знают, что такое ранние аборты, что такое напиваться каждый день в ночном клубе и как долбать друг друга по пьяни. Если вспомнить историю, то Иисус тоже ходил к незнакомым людям и, по нынешним понятиям, навязывал христианскую веру. Кстати, тогда тоже было много недовольных. Отфутболивали. Получается, Спасителю тоже не хватало воспитания?"
Центр "Э", "зомбоящик" и др.
Мне стало интересно, а как "верха" нашего города относятся к такой активной деятельности "свидетелей". Я обратилась к Алексею Козедубову, сотруднику аппарата представительног о органа власти. Разговор с ним меня удивил.
– Мы же не возмущаемся, когда нас останавливают на улице и спрашивают, как пройти в библиотеку, – сразу начал он. – Здесь все гораздо проще, как с телевизором: не хочешь смотреть – не смотри, не хочешь слушать – не слушай! Что касается надоедливости, то кому-то из них достаточно сказать "нет", и он пойдет дальше, а есть те, кто липнут. Но это зависит от человека, а не от принадлежности к той или иной религии. Атеисты тоже бывают ну очень навязчивые!
Сегодня кто-то желает записать свидетелей Иеговы в экстремисты. Но что мы вкладываем в это понятие? Экстремизм – это призывы к насильственным действиям или сами насильственные действия. А здесь какой экстремизм? Никогда ни от кого из "свидетелей" я не слышал никаких призывов, разжигающих рознь. И в Библии нет ничего подобного (с этой книгой я тоже хорошо знаком). Конечно, если постараться, то и в детских книжках можно найти экстремистские штучки... Дело в том, что сейчас в МВД РФ создан так называемый центр "Э" по борьбе с экстремизмом, и это не что иное, как политический сыск (мнение определенного слоя россиян). И сегодня под экстремизм можно подогнать любые действия, и любое слово истолковать, как призыв к экстремизму. Яркий тому пример – уголовное дело против участниц нашумевшей группы. Каждый молится, как умеет и как хочет. Если Православной церкви что-то не понравилось, пусть идут, учат, объясняют, как и что надо делать. Однако даже те, кто посещают православный храм, этого толком не знают (проверено мной на практике, так как я в свое время простоял в церквях не одну службу, в каждом свои правила).
Кстати, о навязчивости. В больших городах (и до нашего провинциального города это рано или поздно тоже дойдет) у больших магазинов, у метро можно видеть стайки молодых людей, которые чересчур активно раздают прохожим рекламные буклеты или стикеры. Порой бывает, что на протяжении 500-600 метров тебя пытаются остановить раз семь-восемь. Прохожие относятся к этому по-разному: кто-то берет экземпляр, кто-то целую стопку (видимо, для друзей и знакомых), а кто-то, как я, отмахивается. Но ни разу не видел, чтобы кто-то возмущался этим. Не видел, чтобы их гоняла полиция (хотя, нередко, таким образом, впаривают весьма сомнительный товар), чтобы это становилось темой передач по зомбоящику.
То, что "свидетели" вправе заниматься тем, чем они занимаются – это однозначно. У нас государство светское, поэтому по определению в России не может быть "главной" религии. Кроме того, одна из основных свобод, провозглашенных нашим государством (и это закреплено Конституцией) – свобода вероисповедания. Каждый человек может верить, во что хочет и как хочет. Если только, конечно, это религия не антигуманная и не несет в себе угрозу человеческой жизни. С различными религиями и их последователями я знаком не понаслышке, включая ислам, православие, буддизм... И скажу, что верующих, которые бы мыслили более рационально и здраво, чем свидетели Иеговы, я не встречал ни в одном из религиозных течений. В их учении четкая логика, нет никакой мистики, а только вполне понятные объяснения. В общем, я не считаю "свидетелей" ни опасными, ни навязчивыми. Приветливые люди, многих я знаю лично. У них крепкие семьи, воспитанные дети.
На мой вопрос, почему же тогда другие горожане всего этого в них не рассмотрели и относятся к Свидетелям негативно, Алексей ответил:
– Здесь, на мой взгляд, можно выделить два пункта. Во-первых, наше общество в целом – консервативное, и появление в нем чего-то нового, не соответствующего общепринятым взглядам, всегда вызывает отторжение. Во-вторых, думаю, это связано с открытым давлением Православной церкви. Именно она формирует умы россиян, выдавая в массы негатив. Почему? Скажем так, церковь видит прямую угрозу – потерю значительной части своего "бизнеса", вот и все. Если бы свидетели Иеговы (в нашем городе их несколько сотен) пришли в церковь, и каждый поставил по свечке, а то и не по одной, купил бы на всю семью крестиков, иконок, всех покрестил, повенчал и отпел, освятил бы имущество свое да еще всей родни, то сколько бы церковь заработала денег?!. А у "свидетелей" все бесплатно.
Надо же! Я думала, сейчас Алексей задаст жару прогуливающимся "под крендель", а он оказался их "адвокатом"! Но он имеет право на личное мнение.
Навязчивость. Или настойчивость?
Просто удивительно: как бы мы ни возмущались, как бы демонстративно ни выказывали свое "фи!", Свидетелей на улицах города меньше не становится. Неужели у них нет гордости? Или им нравится слушать в свой адрес насмешки, подколки, угрозы, мол, "бейте меня по одной щеке, я подставлю другую"? Что заставляет их и в дождь, и в снег, и в жару прочесывать улицы города в поисках общительных прохожих? Может, им все-таки приплачивают? В долларах... Ну, не понятно мне, где же здесь "собака зарыта"?! По такому случаю мне пришлось поближе познакомиться с настоящей свидетельницей Иеговы, которой я и задала интересующие меня (да и не только, думаю, меня) вопросы.
Марина Шашкова – Свидетель Иеговы, причем уже более десяти лет. По виду ее не отличишь от обычных людей – стильно одетая тридцати с хвостиком лет женщина, по профессии портная. Поговорили мы... Скажу честно, как ни пыталась, не почувствовала в ней зомбированности, фанатизма. Да и на себе особого давления не ощутила – что-то не хотела она меня заманивать в свои "липкие сектантские объятия".
– Марина, вот я с тобой разговариваю совершенно спокойно, на разные темы, мне приятно беседовать с тобой... Почему же, на твой взгляд, подавляющее большинство относится к "свидетелям" негативно?
– Я бы сказала, что чаще к нам относятся не столько негативно, сколько настороженно. Информация о нас появляется в СМИ, как правило, в искаженном виде. А разбираться, где правда, где ложь, мало кому хочется – нет времени. Да и смысла не видят. Жителей города раздражает, что мы стучимся в двери квартир, когда нас не ждут. Конечно, в зависимости от воспитания, все реагируют по-разному... Чаще всего предлагают заняться чем-то стоящим, а не бездельничать (хотя практически все "свидетели", если они не на пенсии, работают).
– Так зачем же тебе все это надо? Тебе в открытую говорят: "Не ходи сюда и своим скажи, чтоб не приходили!" - а ты возвращаешься... Это же действительно навязчиво!
– Если человек отказался, то я к нему уже не иду, так как уважаю его право выбора. Но через какое-то время – полгода или год – его снова посетят, но уже другие "свидетели". А вдруг у него изменились обстоятельства? Или дверь откроет кто-то из его родственников, который хочет побольше узнать о Библии? А может, тот человек вообще переехал, и в квартире новый жилец? Я прекрасно понимаю, что далеко не все встретят меня с распростертыми объятиями. Это нелегко, это требует внутренних сил, которые приходится вырабатывать. (Кому приятно слышать грубость в свой адрес?) И все же я это делаю. Почему? Я исполняю волю Бога, которая ясно изложена в Библии.
– Неужели воля Бога в том, чтобы толкать тебя на унижение, чтобы ты переживала, расстраивалась?
– Конечно, нет. Бог хочет, чтобы все мы были счастливы – и ты, и я. И задача свидетелей Иеговы заключается в том, чтобы рассказать правду о Боге, о его замыслах, помочь людям получить ответы на, казалось бы, безответные вопросы: о смысле жизни, о несправедливости и страданиях, которые преследуют человечество, о том, как же обрести счастье... Все ответы есть в Библии. Но чтобы их отыскать, требуется не только время, но и умение. Именно этому мы и хотим научить каждого человека, если он в этом нуждается.
– Ну и сидели бы где-то, на одном месте. Сообщили бы по радио, в газете, пригласили бы желающих (желающих!), научили их...
– А Христос сказал делать по-другому и даже показал примером. Он не ждал, когда придут к нему, а шел к людям сам.
– Но вы же не Христос!
– Но мы – христиане и хотим подражать Христу. Те, кто читал Библию, знает, что и его далеко не все встречали с радостью. Он даже предупредил своих учеников: как преследовали его, так же будут преследовать и тех, кто соблюдает заповеди, оставленные им. А Иисус сказал: "Идите и научите". Лично меня никто не заставляет это делать. За десять лет у меня сложилось убеждение, что я поступаю правильно.
– Может, все-таки есть какая-то корысть? Может, вам платят, что вы так стараетесь? Или чем больше людей ты приведешь, тем больше зачтется?..
– Нет, никто не платит, и от числа привлеченных ничего не зависит. Важен сам процесс – исполнение воли Бога. До людей необходимо донести – устно или письменно, что Бог произведет на земле серьезные изменения, которые коснутся каждого. Понимая важность момента, я снова и снова иду к людям, невзирая на их реакцию. Думаю, "свидетелей" в этом смысле можно назвать не навязчивыми, а настойчивыми. Да, у каждого из нас свой характер и темперамент, свое воспитание (возможно, далеко не светское) и уровень культуры. Да, кто-то из нас бывает слишком напористым, но это только оттого, что очень хочется "достучаться" и объяснить всю значимость нашей вести (а в двух словах это сделать о-очень нелегко!). Но мы учимся, мы стараемся быть тактичными, применяя библейские советы на практике.
Нравится – не нравится...
Углубляясь в тему, я вдруг поняла: а проблемы-то никакой нет! Если хорошо подумать, то можно увидеть вокруг себя массу раздражителей. Меня, например, просто выводит из себя мат, который слышу на улице со всех сторон, причем, как от взрослых и подростков обоих полов, так и от детишек, играющих во дворе. Не могу видеть пьяных, шатающихся по городу в любой день недели и в любое время суток. Но я иду и стараюсь не обращать внимания ни на тех, ни на других. И мне даже в голову не придет ругаться с ними (понимаю, правда, что "себе дороже выйдет") или звонить в редакцию: мол, меня обругали, толкнули. А еще неимоверно раздражает реклама по телевидению, вульгарное поведение подростков, да мало ли что! Как быть? Если что-то уж очень не нравится, то "отойди и не стой в этом во всем", как говорил в одной из своих интермедий Михаил Жванецкий. Наверное, этот совет сатирика можно применить и по отношению к Свидетелям. За нами не гонятся, руки нам не заламывают, так будем и мы (насколько это возможно) воспитанными и интеллигентными! Тем более что действует это религиозное направление в России вполне легально.