Суд Карпинска (город на севере Свердловской области) рассмотрит уголовное дело об экстремизме против трех «Свидетелей Иеговы» — 32-летнего Александра Пряникова, 51-летней Венеры Дуловой и ее 19-летней дочери Дарьи. По версии следствия, они проповедовали свое учение среди жителей города, пропагандировали «идеи превосходства одних групп людей над другими», «возбуждали религиозную рознь».
Журналист издания Znak.com встретился с обвиняемыми, которые рассказали, почему не собираются отказываться ни от исповедания, ни от проповедования учения, а также поговорил с жителями Карпинска о том, как они относятся к «Свидетелям Иеговы».
Карпинск, в котором живут обвиняемые «Свидетели Иеговы», — небольшой город, который можно пройти вдоль буквально за час. В нем, по данным Свердловскстата, живут около 26 тыс. человек. От Екатеринбурга Карпинск отделяют восемь часов монотонной езды на автобусе сквозь хвойный лес. Городские достопримечательности Карпинска — несколько старинных домов и Введенский собор, заложенный еще в 1761 году. Большую часть города составляет частный сектор, и лишь в центре есть несколько многоэтажек.
В одной из многоэтажек в центре Карпинска, напротив горадминистрации, живет семья Дуловых — обвиняемые по делу об экстремизме Венера, ее дочь Дарья, а также глава семейства Игорь Дулов, который не разделяет религиозные взгляды жены и дочери. Мы встречаемся в их квартире: поговорить приходят Венера и Дарья, а также обвиняемый Александр Пряников с женой Анастасией (не фигурирует в уголовном деле). Пряниковы и Дуловы — вежливы и опрятны. Венера встречает корреспондентов Znak.com как радушная хозяйка — накрытым столом. Квартира, в которой она принимает журналистов, аккуратно отремонтирована.
Уголовное дело против Венеры и Дарьи Дуловых и Александра Пряникова возбуждено 30 июля 2018 года по части 2 статьи 282.2 УК РФ («Участие в деятельности религиозной организации, запрещенной судом в связи с осуществлением экстремистской деятельности»). На прошлой неделе оно было передано в городской суд.
По данным обвинительного заключения (есть в распоряжении Znak.com), Пряников и Дуловы «в период до 17.07.2017» вступили в «Карпинское подразделение (собрание 22090-Карпинск) местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Краснотурьинске», и хотя в апреле 2017 года Верховный суд запретил деятельность всех местных ячеек, включая краснотурьинскую, обвиняемые не вышли из организации. В документе говорится, что они продолжали проповедовать свою веру, «действуя умышленно по предварительному сговору». Следователи пишут: обвиняемые распространяли в городе информацию, печатные материалы, воспроизводили видео- и аудиоматериалы о Свидетелях Иеговы, «желая оказать психологическое воздействие на общество, с целью пропаганды идей превосходства одних групп людей над другими, возбуждения религиозной розни, пропаганды исключительности».
Всего в обвинительном заключении 600 страниц. В них включены материалы допросов и обысков, а также результаты экспертиз книг и электронных документов, которые следствие получило после обысков. Кроме того, как следует из документа, следователи ходили по городу с фотографиями Дуловых и Пряникова. Показывая фото прохожим, они собрали 32 свидетельских показания на обвиняемых. Каждый рассказывал, как к нему приходили обвиняемые, рассказывали о своей вере и приглашали на встречу Свидетелей Иеговы. Данные пяти свидетелей в уголовном деле скрыты. Все они, судя по тексту, бывшие Свидетели Иеговы. Эти люди со скрытыми данными дали наиболее объемные показания. Отметим, что, помимо жителей Карпинска, показания по делу давали и жители находящегося неподалеку Волчанска.
В пресс-службе следственного управления СКР по Свердловской области сообщили, что не комментируют ход дела до завершения судебного процесса.
Сами обвиняемые рассказали, что история с уголовным делом началась 14 июня 2018 года, когда Александр Пряников вместе с Венерой Дуловой пришли проповедовать в частный сектор Карпинска. Они наткнулись на дом, где живет оперуполномоченная отделения полиции № 32 Юлия Горшкова. «Мы спросили ее, знает ли она о „Годе добровольца“. Она сказала, что не знает. Хотели продолжить беседу, но она нам сказала, что это ей не интересно. Мы уже собрались уходить, как она спросила кто мы . Мы и сказали — Свидетели Иеговы. Что мы, врать будем? После этого мы ушли», — сообщила Венера Дулова. «Оказалось, что она проследила за нами на машине. Все это время она говорила по телефону, видимо, сообщала в полицию. И когда мы закончили проповедовать и уже сидели на остановке, к нам приехала еще одна машина, тоже штатская. В ней сидел, как мы узнали, уже другой полицейский. Он взял нас за руку и потащил в машину. Мы были доставлены в отдел», — продолжил Пряников. Их рассказ подтверждается материалами дела.
Из полиции их отпустили, записав данные, и дело, как казалось обвиняемым, затихло до 1 августа 2018 года. В тот день в семь утра на пороге квартиры Дуловых появились шесть человек — четверо полицейских и двое понятых. Дверь открыл Игорь Дулов. Полицейские сразу показали три ордера — на обыск квартиры, куда пришли, квартиры мужа и дачи свекрови.
«Я сразу сказала им: „Давайте я вынесу книги, и вы не будете все переворачивать“. Вынесла, но они продолжили обыск», — вспомнила Венера. Из жилища Дуловых полицейские изъяли вместе с религиозной литературой личные записные книжки, дневники, распечатанные листовки, фотографии, открытки и плакаты — все, где упоминался Иегова. По словам Венеры, все изъятое было разрешенным.
Кроме того, у Дуловых забрали планшеты, компьютер и мобильные телефоны. Как говорится в материалах дела, следователи нашли электронные книги, аудиозаписи и видео Свидетелей Иеговы, переписку с другими верующими в WhatsApp и религиозные приложения.
Обыски дома у Пряниковых должны были пройти тоже 1 августа 2018 года, однако полицейские их не застали дома — семья находилась в отпуске. Силовики вернулись 16 апреля 2019 года в 7 утра и забрали из дома всё, где было указано имя Иегова, в том числе плакат с надписью «Я + ты + Иегова = крепкая семья», который Александру Пряникову сделала жена Анастасия. «Просто эта вера помогает избегать острых углов. Вот 27 августа у нас будет годовщина, 8 лет вместе», — пояснила надпись Пряникова, также относящая себя к «Свидетелям Иеговы». Насколько известно, конкретного процессуального статуса по делу она пока не имеет.
При этом обвиняемые отмечают, что сотрудники полиции во время следственных мероприятий действовали корректно и вежливо: приглашали смотреть, что именно они изымают, и все вытряхнутое из ящиков и шкафов пытались уложить обратно. Все изъятое описывается в деле как доказательства.
Давление началось в отделе полиции, куда Дуловых доставили сразу после обыска, утверждает Венера. «До самого допроса нас водили в разные кабинеты. Один говорил, что нужно дочь мою вытаскивать из этого болота, что у нее не будет будущего, работы, ее никуда не возьмут с судимостью. И руки на груди перекрестил — будто бы крест на ее жизни поставил. Другой говорил, что это может коснуться не только Дарьи, но и ее старших братьев и сестер. Про одну из них спрашивали, живет ли она в Екатеринбурге, но я молчала. Потом приходил мужчина, Колесниченко, он что-то начал говорить про Сирию. Говорил долго, даже не знаю, что он от нас хотел», — рассказала Венера Дулова.
Как указано в обвинительном заключении, Колесниченко — старший лейтенант, сотрудник ФСБ войсковой части 34061 (она же, например, занимается пропуском в ЗАТО Свободный). Он не только присутствовал на допросе, но и подписывал акты изъятия некоторых доказательств. По ощущению Пряникова, он больше всех других силовиков настроен против Свидетелей Иеговы. «На допросе он начал говорить, что мы неправильно верим, поясняя, что он вот в пушистых кроликов верит. Мы ответили — верьте, конечно, во что хотите. Также он сравнивал нас с запрещенным на территории РФ террористическим объединением ИГИЛ», — сказал Пряников.
«Перед допросом нам также показали статью, где написано, что нам могут дать от двух до шести лет колонии. В то время я думала, что это просто угроза, что они стараются напугать. Сейчас мы получили обвинение, и я понимаю, что это не шутка. Что это на самом деле серьезно. А что мы, преступники? Этот же срок могут дать и за убийство!» — поделилась эмоциями Венера Дулова.
Во время допроса на большинство вопросов следователей о принадлежности к Свидетелям Иеговы, о религиозной литературе, о Библии верующие не стали отвечать, воспользовавшись 51-й статьей Конституции, которая дает не свидетельствовать против себя.
Отметим, что о предъявлении обвинения 19-летней Дарье Дуловой верующим стало известно практически случайно. В середине июля Александр Пряников пришел к следователям с вопросами по делу. «Похоже, то, что они изъяли во время обыска, косвенно показалось им доказательством вины Дарьи. Были видеозаписи, некоторые фотографии. Например, видеозапись того, как мы раньше все вместе собирались в „Зале царств“ на встречи в Краснотурьинске, для них это доказательство того, что мы сидим и участвуем в деятельности местной религиозной организации (МРО), хотя это была просто встреча верующих людей», — рассказал Александр.
Сейчас большую часть времени и Пряниковы, и Дуловы тратят на религиозную деятельность. По подсчетам Александра Пряникова, всего в Карпинске и Волчанске насчитывается порядка 40 верующих исповедующих религию Свидетелей Иеговы. И хотя верующие опасаются, что рано или поздно все могут оказаться на скамье подсудимых, никто не намерен прекращать деятельность.
«Мне не страшно приходить в колледж с новостью, что на меня возбудили дело, потому что там половина таких, на них уже заводили дела по разным статьям. Я не боюсь, что меня оттуда выгонят, там есть люди поинтереснее. Тем более что у меня там хорошая репутация, много наград», — говорит Дарья Дулова. Сейчас она учится на повара в Краснотурьинском политехникуме, в свободное время она пишет стихи, вышивает, гуляет с друзьями.
Бабушка Венеры Дуловой была лютеранкой. Женщина помнит, как та регулярно читала книги на немецком или латинском языках, помнит и встречи в лютеранской общие. Именно бабушка, считает Дулова, заложила в нее желание обрести веру. К Свидетелям Иеговы она пришла, когда ей было 27 лет. Сейчас у Венеры Дуловой есть инвалидность по слуху. В свободное время она занимается огородом на участке свекрови, смотрит фильмы. Регулярной работы у нее нет.
Александр Пряников занимается поставками резной плитки, а в свободное время любит заниматься ремонтом машины. «Первом Свидетелем Иеговы стала старшая сестра, потом мама, потом я», — сказал Пряников. По словам мужчины, вера в Бога спасла его от «безнравственной жизни в общежитии», из-за которой он в итоге бросил музыкальный лицей в Красноярске.
Его жена Анастасия учится на парикмахера и время от времени практикуется в салоне. Ее с религиозным учением Свидетелей Иеговы познакомила учительница начальных классов, которая как-то раз пришла в дом к семьи девушки и «Мама моя начала изучать Библию. А я что — ребенок, 10 лет, мне тоже было любопытно. И в одной книжке я увидела, как девочка гладит тигра. И так как я ребенок, я спросила, неужели это так будет. Библия говорит, что Бог изначально задумал так, чтобы люди и звери жили в мире. Это обещание затронуло мое детское сердце», — рассказала девушка. Пряниковы признают: «Да, действительно, у нас больше свободного времени, чем у многих других людей. Мы уделяем его друг другу и своим единоверцам».
Свидетелей Иеговы в Карпинске рассказывают, что у них неплохая репутация и они не заметили изменения отношения к ним из-за уголовного дела ни среди родственников, ни среди знакомых. Тем не менее в 2018 году Пряниковы решили переехать из Карпинска в Волчанск: в квартиру, хозяин которой не будет против, что к ним придут с обыском.
Кроме того, Александр Пряников признает, что после возбуждения уголовного дела разговаривать с людьми о Боге стало тяжелее. «Сейчас попробуй заговорить с человеком о Библии. Приходится перешагивать через внутренний барьер, потому что ты понимаешь, что тебя могут в изоляторе запереть. А не говорить с людьми мы не можем, это способ выражения нашей веры», — объяснил Пряников.
«Мы же говорим о вере в Бога потому, что мы верующие, нас сердце побуждает. Вот почему я не могу рассказать людям, что я узнала, что люди скоро болеть перестанут, что будет воскресение мертвых? Кто-то плачет, ребенка или мужа потерял — почему я не могу рассказать, что этот человек воскреснет? Почему я не могу рассказать об этом? При чем тут религиозная организация?» — продолжает мысль Пряникова Венера Дулова.
И Пряниковы, и Дуловы продолжают также встречаться с единоверцами. Это одна из заповедей религии, говорят они.
Свидетельские показания, изложенные в обвинительном заключении, и Пряниковы, и Дуловы считают смешными и неправдоподобными, так как «многое в них повторяется от человека к человеку». Верующие намерены убедить суд, что они не состоят ни в какой запрещенной организации, а разговаривают с людьми о Боге и встречаются с единоверцами по велению своего сердца. Также они будут настаивать на том, что при проповедовании они не разжигали ненависть к другим конфессиям.
Верховный суд РФ ликвидировал религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» вместе со всеми местными религиозными отделениями, которых было 396, 20 апреля 2017 года. Ликвидацию провели по ФЗ «О противодействию экстремистской деятельности», поэтому Минюст сразу внес центр в список запрещенных в России НКО.
Расследование уголовных дел по Свидетелям Иеговы часто сопровождается нарушениями закона и заявлениями об излишнем применением силы. В Сургуте Свидетели Иеговы подверглись пыткам и издевательствам в здании регионального отдела СКР. Следственный комитет возбудил уголовное дело о пытках в ИВС Сургута, еще по одному эпизоду ведется проверка. По версии СУ СКР по ХМАО, верующе якобы оказывали «активное сопротивление» во время задержания, что стало причиной применения к ним «боевых приемов», из-за которых у них появились травмы в виде ссадин и синяков. Следы электрических ожогов следователи называли «имитацией».
На ситуацию регулярно обращают внимание и в Совете по правам человека при президенте РФ, и в аппарате уполномоченного по правам человека в России. Президент РФ Владимир Путин заявлял, что включение «Свидетелей Иеговы» в список экстремистов — «полная чушь». «„Свидетели Иеговы“ тоже христиане, за что их преследовать, я тоже не очень понимаю», — говорил он в конце 2018 года.
Ранее управляющий партнер адвокатского бюро «Славянский правовой центр», член Совета по правам человека при президенте России Владимир Ряховский сказал изданию, что борьба со Свидетелями Иеговы нужна для того, чтобы демонстрировать ложную активность в противодействии экстремизму. «Я рассматриваю такую яростную борьбу со Свидетелями Иеговы исключительно для того, чтобы показать, какие силовики активные, не сидят без дела, приносят пользу обществу, выявляют экстремистов. Сегодня в реестре экстремистских организаций насчитывается 450 штук, из них 404 — это организации свидетелей Иеговы. Конечно, ведь ловить реальных террористов сложно. А повысить показатели по раскрываемости преступлений за счет Свидетелей Иеовы легко», — говорил он.
https://www.znak.com/