Kак обстоят дела со Свидетелями Иеговы в России, интервью с блогером

Год назад, 17 июля 2017 года, в России вступил в действие запрет на деятельность почти 400 религиозных организаций Свидетелей Иеговы, которые были признаны экстремистскими. Сразу после этого многие верующие столкнулись с репрессиями. То, как обстоят дела со Свидетелями Иеговы в России сегодня, Krynica.info обсудила с блогером, переводчиком Антоном Чивчаловым, который сам является Свидетелем Иеговы и несколько лет назад переехал в Беларусь из России.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о запрете. Что конкретно было запрещено?

— Запрещен список из 396 юрлиц-религиозных организаций: Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 местных религиозных организаций, которые, по мнению суда, входят в его структуру. На этом все. О запрете религии, убеждений граждан не говорится. Но на практике мы видим, что преследуют именно граждан за их убеждения. Причем тех, кто никогда не входил в эти юрлица. Это проявляется в волне арестов, задержаний, допросов. Так, волна арестов, обысков прошла сразу в нескольких регионах в мае.

Омоновцы, фсбшники врываются в дома абсолютно мирных людей, с автоматами, в масках, приставляют дуло автоматов к виску, кладут на пол, выносят вещи, документы, электронику. После многочисленных допросов большинство отпускают, но некоторых задерживают. На данный момент возбуждено 18 уголовных дел, 20 человек находятся в СИЗО: в Пскове, Орле, Саратове и других городах по всей стране. Некоторые, как Деннис Кристенсен, уже сидят в СИЗО больше года.

Гораздо больше людей находятся под домашним арестом или под подпиской о невыезде. А количество всевозможных обысков и допросов уже исчисляется сотнями. Правда, одного человека совершенно странным образом выпустили в Биробиджане.

За теми, кто остается на свободе, следят, у них прослушиваются телефоны, их часто вызывают на допросы, им угрожают. Им говорят, что с их родственниками может произойти все что угодно. В некоторых случаях фсбшники советуют переходить в православный храм, и тогда, говорят, не будет проблем.

Кроме того, у иностранной религиозной организации – Watchtower Bible and Tract Society — отобрали крупный комплекс недвижимости на миллионы долларов. Это американская религиозная организация, к которой у российских властей никогда не было претензий. А у нее взяли и отобрали недвижимость. Это просто колоссальное нарушение всех возможных международных норм. То есть, завтра таким же образом можно отнять имущество у Красного Креста, например, или Католической Церкви только потому, что им что-то не нравится.

Удивительно, что в Европе в XXI веке людей сажают за экстремистскую литературу. Почему она была признана экстремистской? Якобы за критику православия – все, больше ничего нет. И за это люди сидят. У Денниса Кристенсена здоровье уже сильно пошатнулось. А если он умрет?

Обо всем этом в России пишут лишь узкоспециализированные СМИ, а 99% населения просто не в курсе происходящего. А если крупные СМИ и сообщают, то о том, что был задержан «лидер экстремистской ячейки», и тем самым создается образ борьбы с терроризмом. Хотя человек может быть даже не связан с запрещенными религиозными организациями.

— Но сами Свидетели Иеговы в России сегодня не запрещены?

— На самом деле, это миф, что Свидетели Иеговы в России запрещены. Говорить о запрете Свидетелей Иеговы очень некорректно. Запретили юрлица. Но если посмотреть решение суда, то там нигде не написано, что запрещена религия, взгляды или убеждения. Это не запрещено. Я как гражданин имею право верить, во что я захочу. Но СМИ раздувают миф, что Свидетели запрещены.

Если бы все было по закону, то Свидетелей не должны были бы арестовывать или сажать. Ведь 99% Свидетелей – не члены организаций. Даже если бы они ими были, у них все равно остаются конституционные права верить. Если бы все было по закону, то ситуация бы несильно изменилась после прошлогоднего решения суда. Все эти аресты абсолютно незаконны. Что важно, Совет по правам человека при президенте обратил внимание на это и направил запрос в Генпрокуратуру, чтобы там проверили законность арестов. И Совет при президенте пишет, что волна арестов не соответствует решению суда. То есть, эти аресты нарушают решение Верховного суда, как ни смешно это звучит.

И сейчас задача очень многих юристов и адвокатов в России добиться не отмены запрета Верховного суда, а прекращения нарушения прав верующих. Потому что, когда верующего сажают в СИЗО со ссылкой на решение Верховного суда, то это нарушение его прав. Тут нет никакой связи. Верховный суд не запрещал этого верующего и его убеждения.

— Какие официальные обвинения выдвигаются задержанным?

— Им предъявляются обвинения по статье 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистской организации: либо ее организация, либо участие в ней. Но по факту задержанные ни в каких организациях, как правило, не состояли и ничего не пытались организовать. Они просто читали Библию. Собираются несколько человек на кухне, читают Библию в православном синодальном переводе. Тут врываются «маски-шоу», их всех кладут на пол и вменяют экстремистскую деятельность. То есть, обычное исповедание веры трактуется как экстремистская деятельность.

В 2006 году из определения экстремизма в УК РФ убрали призывы к насилию, и сейчас к экстремизму можно приписать абсолютно что угодно.

При этом в конце прошлого года Минобразования выпустило директиву о том, что подростков, которые воспитываются в семьях родителей-экстремистов и принадлежащих к организациям, запрещенным за экстремизм, нужно отбирать и передавать в центры ресоциализации. И в этой директиве приводится два примера: Свидетели Иеговы и Исламское государство. На практике мы пока о применении этой директивы не слышали, но, возможно, это уже прорабатывается. Это такое средство шантажа и возврат в нацистские времена.

— Наверное, некоторые трудности связаны и с так называемыми законами Яровой о миссионерской деятельности?

— Закон Яровой предусматривает поправки к закону о свободе совести. За их нарушение дают административные штрафы в районе 5000 российских рублей (около 80 долларов – Крыніца). Были случаи, когда штрафовали и Свидетелей Иеговы. Так, недавно два иска нижегородских верующих по закону Яровой дошли до Европейского суда. Но это, конечно, цветочки по сравнению с тем, что происходит в других случаях, когда верующие месяцами сидят в тюрьме.

— Есть же еще и ситуация с признанием экстремистским перевода Библии, сделанного Свидетелями Иеговы?

— Да, в конце 2017 года было закончено рассмотрение апелляции. При этом ранее в России президент издал указ о запрете признавать экстремистскими Библию, Тору, Коран и другие священные книги. Поскольку Библию признавать таковой нельзя, то противники пошли обходным путем, решив доказать, что наш перевод – это не Библия. Они наняли своих карманных экспертов, которые, не приведя ни одной цитаты из этой «не-Библии», доказали, что это не Библия, а «брошюра в серой обложке».

А почему не Библия? А потому, что, например, на обложке нет слова «Библия». Но при этом на очень многих изданиях Библии на обложке нет такого слова. Были использованы просто абсурдные доказательства. Религиовед Одинцов (сотрудник Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Михаил Одинцов – Крыніца) хорошо объяснил это в зале суда.

И сейчас даже за цитаты из этой Библии в онлайне мне будет грозить 6-10 лет тюремного заключения за экстремизм.

Россия стала первой и единственной страной в мире, где Библия, пускай и в конкретном переводе, признана экстремистской публикацией. Ни в Северной Корее, ни в Саудовской Аравии, ни в Афганистане такого нет.

Всего Россия побила четыре рекорда. Она стала первой страной, где Свидетели признаны экстремистами. Первой страной, в которой запрещен сайт Свидетелей Иеговы. Первой страной, в которой запрещен перевод Библии Свидетелей Иеговы. И первой страной, где Библия в том или ином виде признана экстремистской. Ладно бы это было, например, в Сомали. Но это, вроде бы, Европа, где взяли и признали 175 тыс. человек экстремистами.

— Есть ли среди Ваших знакомых те, кто столкнулся с репрессиями?

— У меня есть один хороший давний друг в России, которого очень серьезно прессовало ФСБ, запугивало его и всю его семью. Вплоть до того, что он хотел бежать из страны, бросив все. Также в Кировской области, где я жил, в собрании, которое я посещал, допрашивали все собрание, в том числе моего родного брата. Их всех вызывали в ФСБ на допросы после подброса литературы. Правда, это еще было в году 2010-м или 2011-м.

Меня самого в России вызывали на «беседу» незадолго до переезда сюда. Я сказал, чтобы мне прислали повестку. Они не прислали, и я не пошел.

В интернете я со многими людьми общаюсь, которые так или иначе страдают, задают мне вопросы, в том числе про переезд сюда.

— По Вашему мнению, какова основная причина принятия таких запретов?

— На эту тему существуют только неофициальные теории и версии. Официально об этом никто не говорит, это загадка. Но если посмотреть, то можно увидеть, что первая партия нашей литературы была признана экстремистской после избрания Патриарха Кирилла в 2009 году. Патриарх боролся со Свидетелями Иеговы еще в Смоленске и в Калининграде. И мы знаем, что генпрокурор Чайка (Юрий Чайка – Крыніца) обещал ему отстаивать интересы Церкви, получал церковные награды. Мы знаем, что министр юстиции Коновалов (Александр Коновалов – Крыніца) учился в православном духовном училище и взял на работу главного сектоведа Дворкина (Александр Дворкин – Крыніца).

То есть, возможна спайка РПЦ, ФСБ и Генпрокуратуры. Но это только теория. Если бы знали причину, мы бы, может быть, ее устранили.

Вообще, Свидетели Иеговы – это только первая ласточка. Подобные вещи уже происходят и с сайентологами. А в результате закона Яровой власти перекрыли кислород всем остальным протестантам.

— Возможно, Свидетелей Иеговы выбрали как мишень, потому что к ним наиболее враждебно настроено общественное мнение?

— А почему общественное мнение настроено враждебно к Свидетелям Иеговы? Я Свидетель Иеговы с 1996 года. Тогда общественное мнение было настроено прекрасно. Но затем по телевидению началась централизованная антисектантская пропаганда, которая била по всем «сектам», которые чуть ли не детей едят на завтрак. А поскольку Свидетели Иеговы, которые приходят домой, наиболее на виду, то и люди стали ассоциировать их с этими сектами и ненавидеть. Так что, это общественное мнение создано искусственно, оно не органичное. А теперь правительство лицемерно ссылается на собой же созданное общественное мнение. Все идет по кругу.

— Все эти аресты, обыски, допросы как-нибудь повлияли на религиозную и миссионерскую деятельность Свидетелей Иеговы? На их активность?

— По большей части, Свидетели Иеговы в России продолжают делать то же, что и делали. Из истории известно, что ни концлагеря, ни ссылки никогда не останавливали Свидетелей Иеговы от того, чтобы встречаться, вместе читать Библию и молиться и даже разговаривать с другими. Они продолжают это делать. Но, конечно, в новых условиях это нельзя делать настолько открыто, как раньше. Свидетели Иеговы уже не распространяют литературу, да ее, по сути, просто и нет. Сейчас они собираются небольшими группами по квартирам, стараются менять места встреч, но полностью от этого не отказываются. Видимо, стремление прекратить такие встречи и является целью. Но поскольку цель не достигается, то мы и видим все большее полицейское давление.

— Есть ли отток Свидетелей Иеговы из-за репрессий?

— Этой статистики нет. Ее никто не проводил, но единицы, возможно, перестали посещать встречи. Из истории нацистской Германии и СССР при Сталине, когда высылали целые семьи, только единицы из-за страха переставали что-то делать, а основная масса просто адаптировалась к новым условиям. В России сейчас пока еще, слава Богу, далеко до нацистской Германии.

Конечно, сотни людей эмигрировали из России, в том числе в Беларусь. Я знаю много людей, которые приехали сюда. Но это опять же доли процента.

При этом некоторым эмигрантам в Финляндии, Германии отказывают в убежище. И они вынуждены обратно возвращаться в Россию, где их сразу же накрывают. На днях человек пытался в Германию вылететь из Красноярска, так его прямо в аэропорту арестовали фсбшники. Да и при допросах и обысках у людей отнимают загранпаспорта, чтобы не уехали из страны. Если они запрещают поклоняться нам Богу в России, то почему запрещают уезжать в те страны, где это разрешено? Со всех сторон обложили. Непонятная логика.

— По Вашему мнению, действующие в России запреты как-нибудь повлияют на ситуацию в других странах, в том числе в Беларуси? Видите ли Вы какие-либо предпосылки к этому?

— Пока нет. Пока я не вижу, чтобы здесь происходило нечто подобное. Например, в Беларуси нет такого монопольного положения РПЦ, как в России. Здесь более конкурентная среда. В России же монополист хочет устранить конкурента. Также для властей Беларуси очень важно мнение Запада и Европы, тогда как в России абсолютно не важно, что о них говорят. Хотя время покажет: никто не знает, что будет завтра. Библия говорит: «если преследовали Меня, то будут преследовать и вас».

В целом в Беларуси ситуация со Свидетелями Иеговы в последние годы даже улучшилась. Мы, например, ежегодно проводим крупные ежегодные конгрессы. В этом году он будет в конце июля на стадионе «Трактор» в Минске. Еще несколько лет назад такого не было.

Беседовал Максим Гацак, фото Надежды Гацак

https://krynica.info