Классический пианист рассказывает о своей вере

Эльдар Небольсин, родившийся в Узбекистане,— всемирно известный пианист. Он выступал с оркестрами Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Сиднея, Токио и Вены. Эльдар вырос в Советском Союзе, получив атеистическое воспитание. Но позднее он пришел к выводу, что люди были созданы Богом.

Корреспондент «Пробудитесь!» задал ему несколько вопросов о его творчестве и вере.

Как вы стали музыкантом?

Мои родители — оба пианисты. Они начали обучать меня музыке, когда мне было пять лет. Потом я учился в специальной музыкальной школе города Ташкента.


Расскажите, почему играть с оркестром не так просто.

Нет двух одинаковых оркестров. Оркестр можно сравнить с огромным музыкальным инструментом, на котором «играет» дирижер. Возможно, самая большая трудность — достичь взаимопонимания с дирижером. Это как задушевный разговор двух друзей: никто из них не перебивает и не доминирует, оба дают друг другу высказаться. И обычно у тебя всего одна-две репетиции, за время которых нужно прийти к согласию.

Сколько времени вы репетируете?

По меньшей мере три часа в день, при этом я не только отрабатываю трудные места. Прежде чем приступить непосредственно к игре, я также анализирую построение музыкального произведения, которое разучиваю. А чтобы лучше понять его глубину, я слушаю записи других сочинений того же композитора.

Что, на ваш взгляд, отличает хорошего пианиста?

Его способность заставить фортепиано «петь». Дело в том, что это своего рода ударный инструмент. После удара по клавише звук только угасает в отличие от духовых инструментов или человеческого голоса, которые могут удерживать ноту и даже усиливать  громкость ее звучания. Поэтому мастерство пианиста в том, чтобы не дать звуку затихнуть. Это достигается благодаря точным движениям пальцев и запястий, а также нажатию правой педали, которая продлевает звук и варьирует его тембр. Когда пианисты овладевают этим сложным искусством, они могут заставить фортепиано звучать как флейта, духовой инструмент или как целый оркестр. Можно даже добиться сходства с самым прекрасным инструментом — человеческим голосом.

Видно, что вы очень любите музыку.

Для меня музыка — это язык, позволяющий лучше всего передать или пробудить чувства, которые порой трудно, если вообще возможно, выразить словами.

Что вызвало у вас интерес к духовному?

В нашем доме всегда было много книг, которые отец привозил из Москвы. Меня особенно заинтересовала книга с библейскими рассказами о начале человеческой истории и жизни израильтян. Другая книга, изданная Свидетелями Иеговы, называлась «Ты можешь жить вечно в раю на земле» *. Меня поразило, как ясно в ней описывались библейские учения. Когда в 1991 году я переехал в Испанию, чтобы продолжить свое музыкальное образование, у меня с собой была эта книга, и я перечитал ее несколько раз. Так я нашел веру, которая основывается не просто на эмоциях, а на разумных доводах и убедительных доказательствах.

Больше всего меня заинтриговало обещание Библии о том, что люди смогут жить на земле вечно. Это было так логично! Должен сказать, к тому времени я еще ни разу не встречал Свидетелей Иеговы. Но я решил, что, как только увижу их, попрошу изучать со мной Библию.

Как вы встретили Свидетелей Иеговы?

Через несколько дней после того, как я принял это решение, я заметил двух женщин с Библией в руках. «Они так похожи на людей, о которых я читал в той книге! — подумал я.— Они проповедуют, как и христиане в библейские времена». Вскоре я уже изучал Библию с одним из Свидетелей. Сегодня самая большая радость для меня — помогать другим узнавать о нашем Творце.

Что заставило вас, бывшего атеиста, поверить в Создателя?

Это была музыка. Практически всем людям нравится музыка. Ни одно животное не может оценить ее так, как человек. Музыкой можно выразить почти любое чувство: радость, уверенность, нежность. Для нас естественно двигаться в такт музыке. Но можно ли сказать, что она абсолютно необходима для жизни? Помогает ли она выживать сильнейшим, как учит эволюция? Не думаю. На мой взгляд, неразумно верить, что человеческий мозг с его способностью создавать и ценить музыку, такую, как музыка Моцарта или Бетховена,— это продукт эволюции. Гораздо логичнее заключить, что наш мозг был создан мудрым и любящим Творцом.

Библия похожа на стройную симфонию, гениальное произведение, которое содержит волнующую весть для всех людей

Благодаря чему вы пришли к выводу, что Библия — это книга от Бога?

Библия состоит из 66 небольших по объему книг. Ее писали около 40 человек на протяжении 1 600 лет. Я спрашивал себя: «Кто тот Великий Дирижер, который заставил книги Библии зазвучать, как единый грандиозный оркестр?» На этот вопрос есть только один разумный ответ — Бог. В моем представлении Библия похожа на стройную симфонию, гениальное произведение, которое содержит волнующую весть для всех людей.