В Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Религия на общественной арене: проблема дискриминации по религиозному признаку».

Первое плановое выступление Александра Верховского было посвящено основным и наиболее актуальным сегодня позициям мониторинга возглавляемого им Центра «Сова». Среди таковых было названо неправомерное применение «антиэкстремистского» законодательства, где в сознании чиновников смешиваются воедино политические тенденций и мифы о религиозных организациях, которые создаются сравнительно маргинальными группами недобросовестных противников религиозной свободы. Внедрение ими в массовое сознание негативно окрашенных терминов «секта», «деструктивный» и «тоталитарный» культы, придание негативного звучания понятию «новые религиозные организации» (НРД) и подобное






, вполне логичным образом оказалось действительно серьезным деструктивным фактором, подрывающим стабильность в обществе и государстве. В сознании малосведущими в сфере религии людей, искусственно формируется представление, что абсолютно все религиозные направления, которые упоминаются в системных СМИ, как «секты» - а это, Свидетели Иеговы, определенные направления в исламе, язычество, христианский протестантизм, отдельные православные сообщества, а нередко и католицизм – все это находится в едином ряду с сатанизмом, гипнотическим мошенничеством и шарлатанством. Ничего неожиданного или удивительного в том, что это лишь способствует формированию в обществе атмосферы подозрительности, страхов и ненависти ко всему непонятному и не поощряемому в средствах массовой информации. В результате, все религиозные сообщества за исключением немногих, представленных в СМИ как «традиционные», воспринимаются малограмотными людьми, как некое сообщество заведомых «извергов», представляющих для них угрозу.

Резюмируя свое выступление, Верховский с сожалением отметил, что государство явно уходит от поддержания позиции своей нейтральности в отношении религии, и вместо ожидаемого позитива это дает совершенно противоположный эффект. Справедливо заметив, что угрозы, которые может нести в себе любая религиозная активность, исторически неизбежны, выступающий напомнил, что аннулировать эту закономерность невозможно, так же, как риски использования религиозной мотивации в политических целях. Однако, одно дело – абстрактные риски, и совсем другое дело - реализация таких угроз, от которых люди государство и общество всегда имеют возможность обезопаситься.

Выступление сопредседателя Славянского правового Центра, адвоката, доктора юр. наук Анатолия Пчелинцева было посвящено, в основном, ряду угроз и правоприменительной путанице в связи с изменениями, внесенными в ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях», а также «законотворческих экспериментов» в этом направлении в ряде регионов России. Региональная самодеятельность, которая наблюдается в принятии местных норм «о миссионерстве», «о свободе совести» и проч, открывает широкие возможности для любого произвола. Однако, регулирование этих норм лишь федеральным законодательством, принятие которого отчетливо тормозится в последнее время, несколько приостанавливает деструктивные процессы – в том числе, и в плане дискриминирования соотечественников по признаку вероисповедания. Здесь Пчелинцев не исключил вероятности того, что федеральные власти начинают понимать, к чему может привести игнорирование Конституции в регионах, где предпринимаются попытки "перетягивания одеял" на себя с желанием ухватить себе право творить что угодно с законами о миссионерстве или свободе совести, как бы их не называли.

В связи с этим адвокат привел ряд откровенно нелепых положений, введенных, а затем частично отмененных, а частично сохраняющихся в некоторых регионах, упомянув, в частности, и о развивающемся судебном процессе в Выборгском районном суде Санкт-Петербурга, где прокуратура требует признания экстремистским издания Библии в переводе на русский язык.

Скандальный судебный процесс находится на начальной стадии, не смотря на недавно узаконенную инициативу президента о недопустимости исследований на предмет экстремизма четырех Священных писаний, среди которых и Библия. Болезненная идея преступить разумный в своей очевидности запрет могла быть вызвана лишь тем, что тираж Священного писания в переводе Нового мира был задержан таможней из-за того, что получателями являются Свидетели Иеговы.

Вполне очевидно, что такого рода прецеденты могут возникать вследствие так называемой «антикультистской» кампании, инициированной клерикальными «сектоведами». Нетрудно допустить, что в условиях коррупции, определенная часть чиновничества может содействовать в этом наиболее агрессивным представителям «титульной» конфессии. Иначе попытки правоохранителей ограничить одни религиозные направления и освободить руки другим в обмен на возможность их использовать, объяснить было бы сложно.

Выступление адвоката, председателя правления Гильдии экспертов по религии и праву, главреда журнала «Юридическое религиоведение» Инны Загребиной было посвящено определению пределов в степени вмешательства государства во внутренние дела жизнь религиозных сообществ и организаций. В докладе юриста было приведено немалое количество конкретных фактов, говорящих не только о том, насколько абсурдно могут выглядеть необдуманные и безграмотные законотворческие инициативы. Потому что еще больше нелепостей возникает в процессе правоприменительной практики с использованием «нового религиозного законодательства».

Одним из примером можно считать историю с изменениями в правовом регулировании порядка формирования «религиозных групп». Так, вполне достаточное ранее заявление таких групп о своем фактическом существовании в результате «совершенствования» закона превратилось в объемный пакет документов, включающих в себя откровенно антиконституционные требования.

Впечатляющие данные доклада Загребиной не могли не вызвать у участников конференции вопроса о том, случайно и по недомыслию, либо намеренно может формироваться подобное законодательство. Хотя, судя по последнему выступлению в «Известиях» главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, нетрудно предположить, что речь может идти о попытке внедрения и оправдания антиконституционного произвола

Выступление сотрудника Информационно-аналитического центра «Сова» Ольги Сибиревой давало возможность убедиться в усиления активности клерикальной агрессии в отношении иноверия и иноверцев. В качестве отчетливых признаков такого процесса Сибирева обратилась к результатам регулярного мониторинга, который входит в функции Центра. Сопоставление и анализ конкретных фактов, информация о которых поступает из разных регионов Российской Федерации, позволяют убедиться в том, что культивирование антисектантских (антирелигиозных) настроений, прецеденты использования антиэкстремитсткого законодательства в качестве инструмента для дискриминации прав соотечественников, неугодных чиновникам и РПЦ своими религиозными убеждениями продолжают нарастать. Наиболее показательными объектами такой дискриминации становятся опять же Свидетели Иеговы, мусульмане, христиане-пятидесятники и другие верующие россияне.

При этом в ход идут и столь абстрактные категории, как «оскорбленные религиозные чувства», в плане использования которых особо отличаются так называемые «православные активисты», которых может «оскорбить» все, что угодно. В результате, не являются редкостью вмешательства таких активистов, в том числе, при поддержке со стороны православных священнослужителей и иерархов, в жизнь светского общества, носящие, зачастую, откровенно хулиганский характер.

Доклад религиоведа, д.ф.н., профессора Екатерины Элбакян был посвящен теме дискриминации религиозных меньшинств, как одной их частей фактической религиозной политики в наши дни. По мнению ученого, положение религиозных меньшинств в любой стране можно считать самым точным индикатором религиозной ситуации в государстве, а также состояния религиозной свободы. В своем докладе религиовед расшифровала и строго систематизировала ряд явлений, являющихся главными факторами формирования религиозной атмосферы в России, как и лубом ином государстве. Были даны определения понятиям «религиозная политика», «религиозная ситуация» и, разумеется, «религиозные меньшинства», в качестве примера положения которых сегодня в стране, Элбакян коснулась ситуации Свидетелей Иеговы и религиозного сообщества саентологов. Упомянув о своем участии в качестве эксперта в отношении этих двух сообществ, в том числе в судебных процессах, религиовед призналась, что у нее вызывает недоумение поразительно упорство в преследовании правоохранителями верующих представителей религиозных меньшинств - законопослушных граждан, платящих налоги на содержание в том числе и правоохранителей и суда, как убийцы, бандиты, коррупционеры остаются безнаказанными.

Юрист, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Василий Ничик коснулся в своем выступлении странной парадоксальности, присутствующей в мотивировании преследований верующих в России. Христианам - последователям различных направлений этой религии, в качестве «экстремизма» или «пропаганды нетерпимости» инкриминируются, зачастую, те действия или высказывания, которые являются составными частями исповеднической практики. Свидетелей Иеговы преследуют за то, что они «ходят по двое» и рассказывают о том, как понимают Библию; адвентистов упрекают в том, как они понимают и исполняют заветы Иисуса Христа; пятидесятников осуждают за то, что их богослужения могут казаться непривычными для других христиан. «Ну, давайте тогда, уж, сразу признавайте Евангелие «экстремистской литературой», - иронизировал юрист. – Сам Христос в Новом завете заповедал своим апостолам "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари"».

Ничик выразил сожаление, также, крайне неприглядной ролью, которую в пропаганде нетерпимости и нагнетании ненависти по религиозным мотивам играют, зачастую, российские СМИ. В качестве примера того, как телевидение может участвовать в программировании массового сознания на закрепление у людей неприязни и ненависти ко всему, что ассоциируется у них с понятием «секты», он упомянул серию антирелигиозных телешоу, транслированных ТК Россия-1, направленную на возбуждение вражды в отношении пятидесятников, мормонов, Свидетелей Иеговы.

В выступлении ведущего научного сотрудника, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН и зам. главреда журнала «Современная Европа» Романа Лункина констатировался ряд серьезных тенденций, связанных со злоупотреблениями в сфере использования «антиэкстремистского» законодательства для дискриминации различных вероисповедных сообществ и их организаций. Одновременно, Лункин особо подчеркнул актуальность использования религиозными организациями для защиты своих прав строго правовых способов – обращения в судебные и правоохранительные органы, правозащитные организации и к государственным администрациям. При этом, немаловажным для выступающего представляется и постоянное предоставление властям достоверной информации и разъяснений о действительной, а не надуманной религиозной практике вероисповедных меньшинств, о их социальной и общекультурной активности, противопоставляя эти данные антикультистским мифам.

http://www.sclj.ru/