По Конституции нужно защищать религиозные тексты религиозных объединений, которые зарегистрированы в России

Внесение поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности" в защиту Корана, Библии, Танаха и Ганджура защитит их от "вопиющих случаев" признания районными судами экстремистскими, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, глава Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.









"Президентский закон призван предотвратить самые вопиющие случаи", - сказал Лункин. Желание религиозных организаций составить список религиозной литературы, которую может защитить закон, эксперт считает закономерным и логичным.

Эксперт  отметил, что "есть отсылка к защите текстов традиционных религий, хотя по духу и букве Конституции нужно защищать религиозные тексты религиозных объединений, которые зарегистрированы в России, то есть признаны". Для него очевидно, что дальнейшее согласование проекта закона не может проходить без участия религиозных организаций. "Нужно решать вопрос с переводами. И нужно решать это в срочном порядке", - отметил он.

Можно было бы составить список духовной литературы для проекта закона, считает Лункин. Он обосновывает это наличием множества переводов Библии ....

Однако в комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций считают, что президентский законопроект будет принят без поправок, предусматривающих перечень переводов текстов. Такое мнение высказал глава комитета Ярослав Нилов: "прописать в законе исчерпывающий список практически невозможно". Лункин же отметил, что, например, Свидетели Иеговы, более 100 лет ведущие деятельность в России, также пользуются Библией, но их перевод не признается Русской православной церковью. "Но почему закон этот перевод не будет считать священным с правовой точки зрения, нельзя объяснить. Формально закон в нынешней формулировке защищает и Библию Свидетелей Иеговы", - отметил юрист.

"Традиционные религии - это такая идеологема, отсылающая к четырем основным в стране религиям, но исторически укорененных в России религий несколько больше", - отметил Лункин.

Он рассказал, что в списке Минюста признанной экстремистской литературой - несколько тысяч наименований...  в юридической практике известны случаи оправдания текстов и их исключения из этого списка, но это всегда требует колоссальных временных и материальных затрат.

Как рассказал Лункин, закон "О противодействии экстремистской деятельности" содержит очень важный момент: под широкое определение экстремизма и экстремистской деятельности попадает в том числе и пропаганда превосходства одной религии над другой, что является естественным для любой религии. "Однако на основании этого судьи, рассуждая логически, признают материалы экстремистскими, не нарушая закон, а следуя ему", - сказал эксперт. При этом принятие новых поправок в закон "упорядочит тот хаос, который творится в сфере запрета религиозных текстов", уверен Лункин.

http://www.sclj.ru/